Свечи зажигания — важнейшая деталь двигателя внутреннего сгорания, которая используется во всех типах систем зажигания: контактной, бесконтактной и электронной. Они воспламеняют топливо-воздушную смесь, что обеспечивает работу мотора. Основными конструктивными элементами автомобильных свечей являются изолятор, центральный электрод и контактный стержень, который является соединительным элементом свечи с высоковольтным проводом или катушкой зажигания мотора. Все детали помещаются в корпус с резьбой для вкручивания в головку блока цилиндров.
Свеча зажигания работает следующим образом: в процессе работы двигателя между ее боковым и центральным электродом образуется электрический разряд с напряжением несколько тысяч вольт, который воспламеняет топливовоздушную смесь — в результате мотор автомобиля начинает функционировать.
Более подробно о видах и характеристиках свечей, а также о том, как своевременно выявить их неисправность и правильно осуществить замену, мы расскажем далее.
Виды свечей зажигания
- ДвухэлектродныеЭто классический вариант с одним центральным и одним боковым электродом. Отличаются надежностью и длительным сроком службы;
- МногоэлектродныеОснащены одним центральным и несколькими боковыми электродами;
- Плазменно-форкамерныеУ таких моделей роль бокового электрода играет корпус. Благодаря их конструкции, которая образует искровой кольцевой зазор, перемещение искры происходит по кругу — это способствует самоочищению свечи, тем самым увеличивая срок ее службы.
Характеристики свечей зажигания
- Калильное числоЭтот параметр отображает давление, при котором возникает калильное зажигание. Чем выше калильное число свечи, тем с более высокими температурами она может работать.Выпускаются модели для трех тепловых режимов:
- Холодными (КЧ от 20 и выше);
- Средними (КЧ от 17 до 19);
- Горячими (КЧ от 11 до 14).
Размер головки под ключ
Варьируется от 14 до 24 мм.
Длина резьбы.
Свечи бывают:
- Короткие (12 мм);
- Средние (19-20 мм);
- Длинные (25 мм и более).
Зазор между электродами
Варьируется от 0,5 до 2,0 мм.Материал.
Используются:
- Медь/хромо-никель
Стандартный недорогой вариант. Ресурс — 25-30 тысяч км; - Платина и другие драгоценные металлы Менее подвержены образованию нагара. Ресурс — около 50 тысяч км;
- Иридий
Наиболее дорогой и качественный вариант. Ресурс — примерно 100 тысяч км.
- Медь/хромо-никель
Диаметр резьбы свечей зажигания составляет 14 миллиметров.
Срок службы свечи зажигания зависит от всех вышеперечисленных характеристик, но в особенности — от материала, а также от состояния двигателя автомобиля и условий эксплуатации (климата, качества топлива и так далее). В среднем, у классических свечей срок составляет не более 50 тысяч километров пробега, а у платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч, затем их необходимо менять.
Признаки неисправности для замены свечи зажигания
- Пепельный или масляный налет, сажевый нагар, лаковые или шлаковые отложения, оплавление электрода или изменение его цвета;
- Запах бензина;
- Ухудшение динамики;
- Коричневый цвет и трещины внизу изолятора;
- Повышенный расход топлива;
- Пропуски зажигания и троение двигателя;
- Провал мощности при резком нажатии на педаль газа.
При этом те из перечисленных неполадок, которые связаны с двигателем, могут сигнализировать и о множестве других проблем, однако свечи зажигания стоит проверить в первую очередь.
Способы проверки состояние свечи зажигания
- «На искру» тестером искрообразования
Снимите высоковольтный провод свечи при выключенном двигателе, наденьте на нее черный разъем тестера и вставьте металлический наконечник тестера в разъем высоковольтного провода. Если цепь зажигания замкнута и свеча исправна, то сигнальная лампа будет мигать;
- С помощью мультиметра
Настройте мультиметр на измерение сопротивления до 20 кОм. Затем поочередно проверьте сопротивление между центральным электродом и контактной гайкой каждой свечи. Если мультиметр показывает значение в диапазоне от 2,5 до 8 кОм — деталь исправна;
- С помощью тестера/пробника для проверки свечей зажигания
Вставьте свечу в паз пистолета, накройте колпаком и нажмите на курок. Если электроды искрят и световой индикатор стенда загорается — она исправна;
- С помощью пьезоэлемента
Для данного способа понадобится пьезо-зажигалка. Удлините и прикрепите идущий от пьезо-модуля проводок к наконечнику снятой свечи зажигания. Прижмите блок к ее корпусу и нажмите кнопку — если искры не возникло, свечу надо менять;
- Посредством поочередного отсоединения проводов
Предварительно запомнив звук работы силового агрегата, поочередно отсоединяйте провода от свечей. Продолжайте прислушиваться — проблема в той из них, при отсоединении которой звук останется прежним.
Поэтапные действия для замены свечи
Сначала нужно снять с двигателя защитный кожух и другие ограничивающие доступ к свечам зажигания элементы;
С помощью компрессора или щетки нужно убрать грязь и пыль вокруг свечи, чтобы предотвратить их попадание в свечной колодец;
Снимите высоковольтный провод или катушку зажигания со свечи;
С помощью торцевого ключа с удлинителем и свечной головкой выкрутите старую свечу из ее посадочного места;
Осмотрите резьбу свечного колодца, при необходимости очистите ее и смажьте диэлектрической смазкой. Для того, чтобы впоследствии облегчить отсоединение свечи, нанесите на высоковольтный провод или катушку зажигания диэлектрический силиконовый компаунд;
Если высоковольтный провод или катушка зажигания загрязнены, используйте для очистки проволочную щетку, ветошь или компрессор со сжатым воздухом. Если они заметно износились, проведите замену. Измерьте сопротивление изоляции мультиметром — ее значение должно быть не менее 0,5 МОм;
Установите новую свечу;
С помощью динамометрического ключа протяните новую свечу руководствуюясь данными производителя автомобиля;
Подсоедините к ней высоковольтный провод или катушку зажигания;
Установите защитный кожух и другие ранее демонтированные элементы.
Если своевременно не осуществить замену, могут возникнуть серьезные последствия вплоть до выхода двигателя автомобиля из строя. Нередко в результате использования неисправной свечи в камере сгорания двигателя может возникнуть детонация. Она приводит к снижению мощности двигателя, появлению посторонних звуков и черного дыма, повышению тепловых нагрузок на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней, прокладки блока цилиндров и электроды свечей. Также разрушается масляная пленка в верхней части цилиндра, что приводит к ускорению износа мотора.
Рекомендации для продления срока службы
Используйте только тот бензин, который указан в техпаспорте ТС;
Приобретайте свечи, полностью соответствующие вашему автомобилю и его мотору;
Не перетягивайте их при вкручивании;
Следите также за исправностью систем зажигания и питания.