Обсудим – что будет, если перепутать тип топлива. Не будем вдаваться в подробности, как и каким образом дизель заменил собой бензин, но стоит отметить, что случаев, когда в бак автомобиля, работающего на бензине, заливают дизель — не так уж и мало.
В чем же отличие
И топливо, и двигатели, рассчитанные на работу с определенным видом топлива — имеют принципиальные различия.
При перегонке нефти при различных температурах получают фракции, которые после дальнейшей обработки превращаются в:
- бензин,
- керосин,
- дизель,
- мазут.
Таким образом, бензин и дизельное топливо отличаются как по химическому составу, так и по характеристикам горения: они имеют различное содержание различных примесей, разную вязкость, плотность и температуру воспламенения.
Двигатели внутреннего сгорания для обоих типов топлива тоже различны: в бензиновом двигателе топливовоздушная смесь подается в цилиндры, где поджигается электрической искрой. Принципиальное отличие дизельного двигателя (наряду с массой других отличий) в том, что нагрев и воспламенение топливовоздушной смеси происходит от сжатия внутри цилиндра.
Дизельное топливо вместо бензина
В бензиновом двигателе давление, при котором топливовоздушная смесь поступает в цилиндры, намного меньше необходимой для того, чтобы произошло возгорание дизельного топлива. Поэтому пока в топливной системе осталось немного бензина — резко изменится сам процесс сгорания: дизельное топливо будет сгорать не полностью, будет образовываться большое количество нагара.
Попадание дизельного топлива в топливные магистрали бензинового авто приведет к их закупориванию. Велика также вероятность того, что дизельное топливо будет просачиваться в картер через цилиндры — т.е. моторное масло придет в негодность.
А когда остатки бензина будут использованы — двигатель заглохнет.
В результате:
- промывка и ремонт двигателя, как минимум — цилиндро-поршневой системы,
- промывка и ремонт топливной системы, инжекторов,
- замена топливного фильтра,
- замена масла.
Кстати, стоит отметить, что карбюраторные двигатели несколько более лояльны к солярке, чем инжекторные.
Бензин вместо дизельного топлива
Бензин имеет намного меньшую смазывающую способность (а детали топливной аппаратуры смазываются маслами, входящими в состав дизельного топлива), иную теплопроводность, иной режим горения.
Дизельный двигатель будет работать на несвойственном ему топливе несколько дольше, чем бензиновый. Но и последствия могут быть куда серьезнее: плохая смазка и иная температура горения приведут к перегреву двигателя и могут даже вызвать его разрушение.
В результате (если, конечно, двигатель подлежит восстановлению) — придется заменить половину деталей.
Что делать сразу
После заливки несвойственного автомобилю топлива, все равно в топливной магистрали остается «нужное» горючие. Поэтому, залив на заправке дизель, на бензиновом авто можно проехать еще некоторое расстояние, на протяжении которого двигателю будет нанесен вред, порой непоправимый.
То же касается и дизельного двигателя с бензином в системе питания, с той лишь разницей, что дизельный двигатель скорее всего продолжит работать, пока не произойдет критический перегрев или его не выключат.
Поэтому при ошибке на заправке — ни в коем случае нельзя запускать двигатель — это сохранит и сам двигатель, и топливную систему.
Лучше вызвать эвакуатор или на буксире отвезти машину на СТО, на котором сольют топливо и промоют бензобак. Промыть бензобак особенно важно для бензинового авто, дизельный двигатель более лоялен к незначительным остаткам бензина.
Что потом
Стоимость ремонта напрямую зависит от нанесенных двигателю повреждений: от минимальных (которые повлекут за собой промывку бака и топливной системы) и до замены двигателя.
Обычно комплекс работ сводится к следующему:
- слив топлива и промывка бензобака,
- промывка топливных магистралей,
- замена топливного фильтра,
- промывка форсунок, замена свечей зажигания,
- замена масла и масляного фильтра.
Не все так страшно
Дизельное топливо в бензиновом авто — катастрофа для двигателя, а вот с «дизелем» — немного попроще. Дело в том, что если дизельному двигателю обеспечить необходимую смазку (например, долить масло в бак) — он некоторое время без особых потерь в состоянии работать и на бензине. Конечно, после такой процедуры все равно следует промыть топливопровод.
А для некоторых дизельных машин в холодную погоду даже советуют в бак добавлять бензин. Количество добавляемого бензина зависит от температуры окружающей среды и может составлять до 5% и даже до 25% от общего объема.
Итог
Если полный бак заполнен «не тем» топливом — не запускайте двигатель! Если двигатель не запускать — все может обойтись лишь промывкой бака и топливной системы.
Бензиновый двигатель не может работать на топливе с примесью солярки. Поэтому доливать в бак бензин «по горлышко» не имеет смысла.
Дизельный двигатель, наоборот, — может работать на топливе с примесью бензина (желательно не более 5%). Поэтому, если бензина в бак было залито немного — его можно разбавить дизелем, и это не слишком критично отразится на его работоспособности.