У каждого автолюбителя рано или поздно возникает вопрос выбора зимней резины. И Выбор «правильных» зимних шин – это залог безопасной езды в непогоду. Но как не ошибиться в своем выборе, при таком огромном разнообразии зимней резины на рынке? Давай начнем по порядку…
Мы должны понимать, что условия эксплуатации у каждой покрышки разные, соответственно – абсолютно универсальной резины в природе не существует! И дело не только в температурном режиме, а так же дорожном покрытии, манере езды и т.д. А чем больше универсальности в покрышке – тем она хуже для отдельных условий.
В чем отличия летней, зимней и всесезонной резины
Так как резина способна менять свои свойства в зависимости от внешней температуры, то первое и главное отличие – это её химический состав. Т.е. каждый определенный вид покрышек предназначен для эксплуатации в определенном температурном режиме:
- При температуре, близкой к нулю, летние шины становятся твердыми, тем самым увеличивается вероятность заносов, уменьшается безопасность езды.
- При температуре выше +5 по Цельсию зимние шины, наоборот, становятся слишком мягкими, что тоже делает автомобиль неустойчивым на дороге.
- При температуре от -5 до +10 по Цельсию (в так называемом около нулевом режиме) лучше всего использовать всесезонные шины. Однако они совсем не подходят ни для летней жары, ни для сильных морозов, а так же рассчитаны для хорошо очищенные улицы. Одним словом, в наших погодных условиях вы можете пользоваться такой резиной всего лишь несколько недель весной и осенью.
Помимо температурного режима, зимние шины отличаются еще рисунком протектора, который влияет на поведение автомобиля на разных дорожных покрытиях. Например, для передвижения по кашеобразной дороге из тающего снега и дорожной химии, очень важны параметры отвода снега и слякоти из под колес автомобиля. Если же вы передвигаетесь по не очень укатанному снегу, то здесь необходимо, что бы колеса «вгрызались» в снег и не пробуксовывали. Ну а для езды по сухому и промерзшему асфальту особенно важна максимальная сцепка с покрытием дороги.
К сожалению, все вышеперечисленные характеристики, как правило, являются взаимоисключающими, и добиться идеальной реализации их в одном рисунке протектора нереально. В каждой отдельной модели делается уклон либо в одну, либо в другую сторону.
Классические зимние шины
Этот вид зимних шин предназначен для автолюбителей, которые предпочитают в зимний период спокойное передвижение по асфальту. Для таких колес категорически не подходит быстрая манера езды и глубокие сугробы. Однако она имеет достаточно привлекательную невысокую стоимость и длительный срок службы.
Классический зимний протектор – это широкие продольные канавки, средние поперечные зазоры и классическая высота элементов рисунка – порядка 7-8 мм. Такие шины могут быть направленными и ненаправленными.
«Внедорожные» зимние шины
Такой вид зимней резины отличается своей проходимостью и подходит для бездорожья. Идеально покажет себя при передвижении по снежно-грязевой смеси, однако на сухой дороге будет достаточно шумной и увеличит расход топлива автомобиля. Совсем не подходит для передвижения на высокой скорости.
Протектор «внедорожных» шин имеет рисунок, который состоит из отделенных друг от друга элементов в форме кубиков, ромбиков, снежинок и т.д. с достаточно большими продольными и поперечными зазорами. Высота элементов рисунка — 9-10мм. Чаще всего имеют V-образное расположение рисунка (направленная резина – обозначается большой стрелкой и надписью rotation на боковой поверхности).
Ассиметричные зимние шины
Ассиметричный протектор – это достаточно новое изобретение, соединяющее в себе два вида зимней резины. Внутренняя часть такой шины имеет рисунок протектора, который выполняет внедорожную функцию, а внешняя часть имеет классический зимний рисунок и предназначена для уверенного сцепления с асфальтовым покрытием. Однако, эффективность таких колес, как и полезная площадь составляющих ее частей, уменьшена вдвое, о чем не следует забывать при ее выборе.
Этот вид зимних шин имеет более дорогой ценовой диапазон, однако является достойной альтернативой классическим зимним покрышкам
«Европейская зима» или скоростные зимние шины
Этот вид зимней резины предназначен для передвижения на высоких скоростях по сухим и хорошо вычищенным трассам. Они имеют высокие параметры аква планирования, однако совсем не предназначены для передвижения по заснеженным дворам.
Скоростные зимние шины имеют заниженную высоту элементов рисунка протектора (около 6-7 мм.), высокий индекс скорости и только направленный V-образный рисунок протектора.
Шипованные зимние шины
Шипованная резина предназначена для дорог с ледяной коркой либо хорошо укатанным снегом. А на мокром или сухом асфальте шипы значительно увеличивают тормозной путь и снижают сцепление колес с дорогой. Так же, не рекомендована шипованная резина и на болотистой грунтовке или рыхлом снегу, так как шипы в данной обстановке быстрее посадят ваш автомобиль на «пузо».
Если же ваш выбор все-таки пал на шипованную зимнюю резину – не стоит забывать о том, что шипованных колес в автомобиле должно быть обязательно четыре! В обратном случае вы можете получить неконтролируемый занос при экстренном торможении! Так же стоит отметить, что поведение этого вида зимней резины на различный покрытиях достаточно непредсказуем, ведь гололед бывает неравномерным. Поэтому использование шипов обязывает снижать скоростной режим и проявлять повышенную осторожность на зимней дороге.
Кроме того, сейчас существует большой выбор не шипованных шин, со структурой протектора, с поперечными ламели (так называемые «липучки»), которые в условиях гололеда, не уступают шипам по своим характеристикам.
При покупке зимних шин у особо экономных автолюбителей возникает соблазн приобрести все лишь две зимние покрышки, так как бытует миф о том, что достаточно двух передних колес, переобутых в зимнюю резину. Однако это не верно! Такое распределение шин в зимний период существенно увеличивает вероятность заноса даже при небольшой скорости в безобидном повороте. Поэтому зимних покрышек должно быть пять. Даже запасное колесо тоже должно быть зимние, ведь никто и никогда не сможет предугадать какое колесо вам в дороге понадобиться заменить и сколько на нем придется проехать.
Эксплуатация зимних шин
Для того, что бы зимние шины прослужили вам не один сезон, следует соблюдать некоторые правила по их эксплуатации:
- После установки шипованной резины, необходимо проехать на ней 100-150 километров на равномерной и небольшой (около 70 км/ч) скорости, что бы «вкатать» шипы.
- Не стоит превышать индекс скорости, установленный на ваших шинах более чем на 90%.
- Необходимо постоянно следить за давлением в шинах.
- В начале эксплуатации особенно необходимо избегать резких торможений и ускорений (до 1000 км.)
- Регулярно очищать протектор от камней и других твердых предметов, застрявших в нем.
- Если возникла необходимость переставить шины – то ни в коем случае не меняйте направление их вращения.
- Старайтесь не оставлять автомобиль в луже, т.к. колеса могут примерзнуть.
- Не допускайте пробуксовки ведущих колес.
- Не допускайте длительной эксплуатации без снега и льда. Начало эксплуатации зимней резины должно начинаться при среднесуточной температуре ниже 0 °С, и заканчиваться при среднесуточной температуре выше 0 °С.
- Монтаж, демонтаж, балансировку зимних шин производите только в рекомендуемых шиномонтажных мастерских.
- Покупать зимние шины нужно у честных, квалифицированных продавцов, дающих гарантию на эксплуатацию и, желательно, имеющих свои шиномонтажные центры.
Европейские требования к зимним шинам
- АВСТРИЯ: В Австрии использование зимних шин обязательно с 1 ноября по 15 апреля. Минимальная глубина протектора – 4 мм. Шипованная резина разрешена с 1 октября по 31 мая, со значительными ограничениями по скорости. Так же допускается использование цепей противоскольжения.
- БЕЛЬГИЯ: В Бельгии использование зимних шин не обязательно, однако разрешено использование шипованной резины с ограничениями по скорости передвижения и обязательной установкой соответствующего знака на видном месте автомобиля.
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: В Великобритании использование зимних шин не обязательно, но при определенных погодных условиях возможна. Шипованная резина запрещена.
- ВЕНГРИЯ: В Венгрии не обязательна зимняя резина, однако зимой набор противоскольжения должен быть в каждом автомобиле.
- ГЕРМАНИЯ: На территории Германии в зимние время обязательно использование зимних шин либо всесезонных со специальной маркировкой (обозначенной «M+S» и снежинкой, расположенной внутри треугольника в виде гор).
- ДАНИЯ: В Дании наличие зимних шин не обязательно, однако разрешена шипованная резина и специальные цепи.
- ИСПАНИЯ: В Испании и Италии запрещена шипованная резина, а для передвижения на горных дорогах используются специальные цепи
- ЛАТВИЯ: В Латвии наличие зимних шин обязательно с 1 декабря по 1 марта. Шипованные колеса запрещены в период с 1 мая по 1 октября.
- ЛИТВА: Использовать зимние шины в Литве необходимо с 1 ноября по 1 апреля (в том числе и шипованную, но с опознавательным знаком «шипы» на автомобиле). В период с 1 апреля по 31 октября шипованная резина запрещена.
- ЛЮКСЕМБУРГ: Здесь использовать зимние шины можно с 1 декабря по 31 марта, а так же при необходимости в другие месяца, при соответствующих погодных условиях. Шины с шипами разрешены, но только для автомобилей до 3,5 т. И только на радиальных покрышках, а количество шипов должно быть ровно 110. Так же, при шипованной резине обязательна установка сзади автомобиля специального знака ограничения скорости – с белом кругу черные цифры 60.
- НИДЕРЛАНДЫ: Наличие зимних шин носит рекомендательный порядок. Использование шипованных шин запрещено.
- ПОЛЬША: Использование шипованной резины запрещено.
- СЛОВАКИЯ: Наличие зимних шин обязательно с 15 ноября по 31 марта, при соответствующих погодных условиях.
- СЛОВЕНИЯ: Обязательно использование зимних шин, либо летних со специальными цепями в период с 15 ноября по 15 марта на авто, весом менее 3,5 т. Колеса должны иметь маркировку «M+S» и глубину протектора не менее 4 мм
- ФИНЛЯНДИЯ: В Финляндии необходимо передвигаться на зимней резине в период с 1 декабря по 1 марта либо дольше, при соответствующих погодных условиях. Шипованная резина запрещена в период с первого понедельника после Пасхи и по 1 октября. Высота протектора должна быть не менее 3 мм.
- ФРАНЦИЯ: Использование шипованной резины во Франции запрещено, однако при передвижении на горных участках дороги необходимо использовать специальные цепи в комплекте с предупреждающим знаком на автомобиле.
- ЧЕХИЯ: В Чехии использовать зимние шины необходимо в период с 1 ноября по 31 марта или если есть соответствующие погодные условия. В автомобиле, весом менее 3,5 т., обязательно использовать зимние шины на всех колесах, кроме запасного. Глубина протектора должна быть не менее 4 мм.
- ШВЕЦИЯ: В Швеции наличие зимних шин в период с 1 декабря по 31 марта обязательно только для автомобилей там зарегистрированных, для остальных это не обязательно. Шипованная резина запрещена в период с 1 мая по 30 сентября.
- ЭСТОНИЯ: В Эстонии обязательно использование зимних шин с 1 декабря по 29 февраля, разрешено с 1 октября по 30 апреля. Шипованные шины можно использовать только в период с 15 октября по 31 марта. Глубина протектора должны быть не менее 3 мм. Обязательно наличие маркировки M+S.