Автолюкс

Техпомощь на дорогах 24/7

  • Автолюкс

    Техпомощь на дорогах 24/7

6 важных аспектов при выборе аккумулятора для автомобиля

Надежный аккумулятор — гарантия того, что автомобиль заведется в любой мороз, а вы не застрянете на трассе с тухнущими фарами и некрутящимся стартером. Сегодня поговорим о том, какой аккумулятор выбрать для автомобиля, и на какие аспекты обратить внимание при покупке.

1. Емкость АКБ

Решая, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль, не обойтись без конкретных параметров. И едва ли не главный из них — это емкость батареи. То есть, показатель того количества электроэнергии, которое способна отдавать АКБ в течение определенного времени. Вот только здесь кроется один подвох. Каждый хоть немного знакомый с физикой человек возразит, что, мол, емкость измеряется в Фарадах, а никак не в Ампер-часах, что указаны на корпусе аккумулятора. Это действительно так. Когда автомобилисты говорят про емкость батареи, на самом деле речь идет о ее заряде — эти показатели косвенно связаны.

Приведем пример с цифрами, рассмотрим АКБ «емкостью» 60 А*ч. По расчетам, она должна выдавать пусковой ток в 600 А в течение 6 минут. Если же взять мультиметр и провести измерения, несложно убедиться, что реальное время едва ли превысит несколько десятков секунд. Дело в том, что реальная емкость аккумулятора зависит от его тока, а он по мере разряда батареи будет снижаться. Поэтому на заряд (или емкость, если так привычнее) обращать внимание все же стоит, но руководствоваться только этим значением нельзя.

Также не стоит прислушиваться к ошибочному мнению, что установка на автомобиль АКБ большей штатной емкости неоправдана. Простая арифметика говорит сама за себя: чем выше заряд, тем больше у вас попыток завестись. А зимой, когда масло сильно загустевает, на поворот коленвала может понадобиться куда больше энергии и времени. Опасность только в том, что повышенная нагрузка может привести к перегреву стартера и его выходу из строя. Но здесь, как и в любом деле, важно чувствовать меру.

2. Стартовый ток

Этот параметр характеризует максимальный ток, что выдает батарея для поворота стартера (а с ним — коленвала) при запуске автомобиля. Большой ток требуется именно на старте для запуска авто, а в дальнейшем потребление происходит в штатном режиме. Поэтому, чем больше этот показатель, тем выше вероятность, что проблем с запуском не возникнет. Штатной температурой работы АКБ считается 27°С, что актуально для лета, но не в холодное время года. Например, при –15°С номинальный параметр емкости/заряда батареи снижается примерно вдвое. И если летом, например, достаточно 300 А, чтобы завести автомобиль, зимой понадобится уже 600 А.

Обычно пусковой ток и емкость напрямую связаны друг с другом. То есть, батарея с маркировкой 60 А*ч выдаст 600 А при старте. Но есть и модели, в которых зависимость иная. Поэтому на значение пускового тока надо смотреть более внимательно. Если же говорить про то, какой аккумулятор выбрать для дизельного автомобиля, то здесь стоит обратить внимание на АКБ с показателем стартового тока не менее 320–350 А — в силу особенностей двигателей этого типа. Дизельное топливо более густое, что особенно заметно в зимний период. Поэтому мощности батареи, достаточной для бензинового мотора, может не хватить на дизельный.

3. Резервная емкость

Хотя на этот параметр нечасто обращают внимание, он немаловажен. Это показатель времени, в течение которого АКБ без подзарядки (то есть при вышедшем из строя генераторе) способна поддерживать напряжение не ниже 10,5 В на работающем двигателе. Чем выше этот показатель, тем лучше. Ведь заклинивший генератор — это практически приговор, и не каждому удается дотянуть только на аккумуляторе до ближайшего сервиса. Правда, и здесь есть одно но. Показатель резервной емкости измеряют при температуре 25°С. В реальных условиях при морозе за бортом у вас в запасе может просто не быть заявленных производителем десятка минут.

4. Тип аккумулятора

Это только на первый взгляд может показаться, что у всех АКБ одинаковое внутреннее устройство. Это, скорее, относится к их принципу работы, а вот конструктивно они различны. Сегодня на рынке представлено несколько типов автомобильных аккумуляторов:

Свинцово-кислотные

Классические батареи со свинцовыми пластинами, находящимися в кислотном растворе. Такие АКБ недороги и просты в эксплуатации. А их главные минусы — невысокий стартовый ток и быстрая потеря емкости. Для восстановления этих характеристик необходимо регулярно проводить десульфатацию аккумулятора и периодически доливать в него электролит. Если вопрос в том, какой аккумулятор выбрать для автомобиля ВАЗ, вполне достаточно будет простой свинцово-кислотной АКБ, тем более карбюраторная классика создавалась и десятилетиями эксплуатировалась именно с этим типом аккумуляторов.

AGM

По сути, тоже являются свинцово-кислотными, но электролит в них находится не в жидкой форме, а в виде абсорбата внутри микропор стекловолоконного сепаратора. За счет практически герметичной конструкции внутри АКБ не происходит испарения воды, а цикличность разряда и заряда обеспечивается рекомбинацией газов. Такие батареи отличаются лучшими пусковыми, емкостными и эксплуатационными показателями, чем свинцовые. Большинство представленных сегодня в продаже моделей — это именно AGM-аккумуляторы.

Гелевые

В среде автомобилистов гелевыми не совсем правильно называют GEL-аккумуляторы, которые, по сути, являются усовершенствованной версией AGM. Настоящие же гелевые АКБ, где кислота загущена до состояния геля, применяются только для электротехники. Что касается GEL-батарей, то их главная особенность в наличии пористого силикагеля, который изолирует положительные и отрицательные пластины и выступает хранилищем для электролита. Такие аккумуляторы могут похвастать не только высокими рабочими характеристиками, но и долгим сроком службы (7 лет и более). Поэтому, отвечая на вопрос, какой аккумулятор лучше купить на новый автомобиль Фольксваген или другие современные авто с большим количеством электрооборудования, мы рекомендуем именно GEL.

Кальциевые

У таких аккумуляторов есть маркировка «Ca» или «Ca-Ca» на корпусе — в зависимости от того, добавлен кальций в материал одного или обоих электродов. Конструктивно — это обычные AGM, но свинец в их пластинах полностью или частично заменен на кальций. Благодаря этому кальциевые аккумуляторы обладают меньшим саморазрядом при хранении и практически не закипают. Но есть у них и недостатки — они плохо переносят глубокий разряд.

Гибридные

Обозначаются маркировкой «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery». Их отличие от кальциевых в том, что в составе одного из электродов содержится сурьма, как в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах. Гибридные батареи обычно дешевле кальциевых, но при этом обладают практически всеми их преимуществами, хотя и в меньшей степени. Также аккумуляторы такого типа лучше переносят глубокий разряд.

Хотя тип АКБ — важный параметр, сам по себе он практически ничего не значит. Решая вопрос, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль зимой, необходимо учитывать емкость, пусковой ток и т. д. Мнение о том, что гелевая или AGM-батарея с зарядом 50 А*ч с успехом заменит свинцово-кислотную зарядом 90 А*ч — глубоко ошибочно.

5. Полярность

Есть два варианта — прямая и обратная полярность. Первую используют в основном на автомобилях из Европы, США и России. Вторую — азиатские автопроизводители. Прямая полярность предполагает, что плюсовая клемма расположена слева, а обратная — справа. Может показаться, что разница невелика, но из-за конструктивных особенностей авто далеко не всегда аккумулятор с другой полярностью можно разместить в подкапотном пространстве. Чтобы не пришлось потом удлинять провода и «колхозить» крепления, лучше сразу посмотреть на полярность аккумулятора, что уже установлен на авто. Или при покупке указать марку, модель и год выпуска авто, чтобы продавец нашел ту батарею, которая подойдет именно вам.

Кстати, на батареях с прямой и обратной полярностью различается не только положение, но и диаметр клемм, кроме того, что клеммы «плюс» и «минус» разные по размеру между собой, чтобы исключить неправильное подключение. Клеммы батарей, выполненных по европейскому стандарту, больше в диаметре (19,5 мм — плюс и 17,9 мм — минус), чем азиатские варианты (12,5 мм и 11,1 мм, соответственно).

6. Другие параметры

Мы перечислили основные характеристики, на которые стоит обратить внимание, выбирая, какой аккумулятор купить для автомобиля. Но конечно же, это далеко не все параметры. Вот еще несколько нюансов, которые следует учесть при выборе:

  • Габариты. У большинства АКБ стандартные размеры, определяемые их характеристиками заряда. Поэтому если вы хотите приобрести батарею большей емкости, то рекомендуется измерить посадочную площадку. Кроме того, обратите внимание и на крепление. В некоторых моделях для этого предусмотрен выступ внизу — буртик.
  • Дата выпуска. Чем меньше промежуток между датами производства и покупки, тем лучше. Но это наиболее критично для классических свинцово-кислотных батарей. Аккумуляторы других типов более устойчивы к явлению саморазряда и в надлежащих условиях могут храниться на складах несколько лет без потери характеристик.
  • Гарантия. Известные производители нередко дают гарантию на свои товары в пределах 3–4 лет. Для вас это уверенность и надежность в АКБ, но цена подобных предложений зачастую достаточно высокая. На аккумуляторы средней ценовой категории можно получить гарантию в 2–3 года. И это вполне приемлемый срок, особенно если цена не кусается. Что касается батарей с гарантийным сроком до 1 года, то лучше отказаться от подобной покупки, какой бы привлекательной ни была стоимость.

Еще один немаловажный вопрос (хоть и упоминаем мы о нем в последнюю очередь) — это бренд. Традиционно одними из лучших считаются VARTA или BOSCH, притом что большинство представленных под этими брендами моделей можно отнести к средней ценовой категории. Обычно, чем известнее и надежнее производитель, тем дороже АКБ. А китайский «нонейм» редко блещет качеством. Тем не менее и здесь бывают приятные исключения. Так же, как и среди дорогих АКБ, всегда есть вероятность нарваться на подделку.